Железнодорожные шпалы призваны стабилизировать положение рельсовых нитей друг относительно друга. Они выдерживают давление от рельс, воспринимают его и передают на балластный слой.
Виды и функции
Существуют шпалы из дерева и железобетонные варианты. Особенно востребованным типом являются шпалы, изготовленные из сосновых пород и обработанные пропиткой. Это позволяет им обеспечивать высокую степень стабильности пути и плавное передвижение поездов и локомотивов. Применение шпал широко распространено на пути с рельсами без стыков.
Железобетонные шпалы характеризуются высокой надежностью и обеспечивают долговечность всей конструкции. Они гарантируют правильное функционирование всей системы железнодорожных сообщений.
Типы и параметры
- Ш1 –для раздельного скрепления рельс, для чего используется клеммно-болтовой способ. Подкладки к шпале крепятся путем применения болтов;
- Ш2 - используются для нераздельного скрепления. Для этого также применяется клеммно-болтовой монтаж, подкладка или рельс крепятся болтами к шпале.
Деревянные шпалы имеют габариты 250х180х2750 мм, вес каждой составляет около 65 кг. Что касается железобетонных, то они весят 270 кг и имеют параметры 305х229х2700 мм.
Критерии качества
Должны соблюдаться определенные промежутки между упорными кромками, находящимися на концах шпалы, осями болтовых отверстий, а также показатель угла наклона кромок в зависимости от типа изделия. Разрешено присутствие на кромках фаски, имеющей ширину до 15мм.
По договоренности обеих сторон возможно отступление от указанных габаритов и измененное расположение углублений на подошве. Важно также соблюдение параметров и конфигураций болтовых каналов
Варианты сортов, их маркировка
Маркировка выполняется на каждой шпале и содержит два буквенно-циферных блока:
- тип;
- вариант, который был использован для реализации подрельсовой площадки.
Существует два сорта шпал: первый и второй. Это зависит от их устойчивости к растрескиванию, точности и соответствия ГОСТам геометрических параметров, а также качества бетонной поверхности изделия.
Второй сорт используется при укладке на стационарных и подъездных путях, где не ожидается больших нагрузок и высокой интенсивности движения железнодорожного транспорта.
Транспортировка
Перевозка выполняется в полувагонах с четырьмя осями, изделия закрепляются с обеспечением их последующей механизированной выгрузки.
|